Программа 

Будущее земли

Каш - Радость

 Партнеры

 

Гостевая книга

Зачем стойбищу Интернет

Проект судьбы для старшеклассника

На последних выборах в Ханты-Мансийском национальном округе за места сражались почта сплошь нефтяные и газовые "бароны". И вдруг, к удивлению очень многих, на второе место в своем избирательном округе вышла женщина без всяких политических связей и ресурсов - педагог Ольга Кравченко- Молданова.

Мы с ней идем по центру Ханты-Мансийска, мимо новоявленной уличной скульптуры, претендующей на символ города. Обнаженная аборигенка с бубном- солнцем в руках мерзнет среди сугробов.
– По традиции хантыйским девушкам положено открывать только лицо и кисти рук, а к шаманскому бубну они вообще не должны прикасаться, - морщится Ольга.
Залетных "покорителей Севера" она терпеть не может. Хотя бы за то, что они любят насмешничать - дескать, коренные жители не способны ответить на простейший вопрос "сколько детей в семье?". Но у народов Приобья издавна не полагается спрашивать об этом, чтобы не привлечь к малышам недобрых духов. По этой же причине, кстати, и домашних оленей не принято пересчитывать.
– Сколько толковых сельских ребятишек попадает во вспомогательные школы из-за вечных неладов со счетом, - говорит Ольга. – А попробуйте, как этот "отсталый", с беглого взгляда определить, сколько оленей не хватает в отдыхающем стаде! Этим детям следовало бы сначала преподавать алгебру, а потом арифметику.
Ольга принадлежит к древнему хантыйскому роду Молдановых. Ее дед в 1934 году участвовал в жестоко подавленном Казымском восстании. Мама – русская, удивительная труженица, которая, по рассказам, даже колхозный коровник содержала в такой чистоте, что начальство спокойно захаживало туда в своих белых валенках. Ольга наводит мосты между коренными народами Севера и русскими.
На стенах интерната в большом национальном селе Казым сохранилась вывеска КАШ - Культур- антропологической школы, созданной Кравченко - Молдановой в начале 90-х при поддержке московских методологов. Дети в этой необычной школе были разбиты на национальные группы - ханты, манси, русские, зыряне - и старательно постигали родную культуру под руководством стариков (Ольга добилась даже, чтобы старшим платили небольшую зарплату). В средних классах ребята обменивались приобретенными навыками и знаниями, учась понимать и уважать самобытность соседа. А старшеклассники, кроме обычных выпускных экзаменов, готовили и защищали "проект личного будущего". Разумеется, любители всех постричь под одну гребенку позаботились о том, чтобы КАШ просуществовала недолго.
...Мы оказались в Казыме в недобрый час: накануне один из местных парней спьяну застрелил родственника и убежал в тайгу.
– Славка? Мой ученик? Не может быть! - схватилась за голову Ольга. - Он же добрейший человек... Помню, интернатские комнатные цветы под его трогательным присмотром разрастались невиданно, как в раю.
– Слава собирался поступить в Тюменский сельхозинститут, чтобы поставить на научную основу хозяйство отца-оленевода, - вспоминает Ольга. - Но школу он закончил уже восемнадцатилетним, как и многие ребята из дальних стойбищ, и поэтому оказался в армии в Чечне. Вернулся в Казым с пустыми жестокими глазами...
Ольга убеждена, что судьба ее ученика была бы совсем иной, если бы он продолжил учебу.
Сейчас она мечтает об экспериментальной виртуальной гимназии.
Новая администрация США провозгласила курс на персональный образовательный патронат над каждым юным гражданином. В России куда больше оснований озаботиться судьбой каждого ребенка в отдельности, потому что  детей у нас становится все меньше, а проблемы перед ними встают сложные. Сейчас большие надежды по части образования возлагаются на компьютеры и Интернет. В нашем богатом нефтяном округе необходимая техника имеется не то что в каждой школе, но даже на стойбищах. Только ведь само по себе "железо" ничему не научит. Нужно срочно разрабатывать новые методики и образовательные программные средства, чтобы ребенок из любой семьи в любой точке России мог попасть на лучшие в мире уроки по любому предмету, а потом и на лекции в МГУ или даже в Кембридж.
Неугомонная Ольга проверила свою программу "Образование для всех и для каждого!" на выборах в окружную Думу, в самой что ни на есть боевой обстановке. И оказалось, что слово "дети" применительно к будущему округа звучит столь же весомо, как "нефть" и "газ".

Ирина Самахова
Ханты-Мансийск

(опубликовано в "Общей газете")

Хостинг от uCoz